VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие пространственных представлений старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016886
Тема: Развитие пространственных представлений старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений
Содержание
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ	8
1.1.	Проблема развития пространственных представлений у детей в работах отечественной и зарубежной психологии	8
1.2.	Особенности пространственных представлений у старших дошкольников	13
1.3.	Развитие пространственных представлений у старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений	18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ	27
2.1. Организация, методы и анализ результатов уровня развития пространственных представлений у старших дошкольников	27
2.2. Разработка и реализация программы развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях	36
2.3. Сравнительный анализ результатов изучения пространственных представлений у старших дошкольников	44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	54

ВВЕДЕНИЕ
     В дошкольном возрасте формируются элементарные знания детей о пространстве и закладываются основы для начальных пространственных представлений, которые необходимы для правильной ориентации ребенка в окружающем мире.
     Пространственные представления – представления о пространственных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном взаиморасположении объектов. [2]
     Учеными установлено ряд вопросов об особенностях развития пространственных представлений у детей (А.А. Люблинская, А.Ф. Рыбалко, Т.А. Шорыгина, И.С. Якиманская и др.). Пространственные и пространственно-временные представления является одним из трех взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов базовой составляющей развития, в особенности важной составляющей в общей структуре развития ребенка.
     В научных исследованиях подчеркивается особое значение владения дошкольниками пространственными ориентировками в трехмерном и двухмерном пространстве для качественной подготовки их к школьному обучению. В содержании программы по математике в старшем дошкольном возрасте происходит выработка умений ориентироваться в ученической тетради. Формируется умение рисовать, ориентируясь на клетки, умение видеть готовый рисунок, определять пространственное расположение его элементов на странице. Эти умения будут востребованы с самых первых дней обучения ребенка в 1 классе. Для качественного овладения письмом, чтением, математикой в школе детям необходимо ещё в дошкольный период хорошо научиться ориентироваться в окружающем пространстве, знать основные направления, уметь оценивать пространственные отношения и расстояния. 
     В дошкольный период у детей начинают формироваться первоначальные знания из области геометрии. В основе геометрических представлений лежат умения ориентироваться «на себе», «от себя», «от других объектов», «по основным пространственным направлениям». Эти умения формируются в определенной последовательности, где одна система пространственного отсчета становиться основанием для овладения следующей системой. Такая планомерная работа по формированию элементарных знаний о геометрическом пространстве позволит детям лучше понять элементы геометрии в школе.
     Вопросами формирования пространственных представлений занимались А.В. Белошистая, Ф.Н. Блехер, Л.С. Выготский, А.М. Леушина, С.Д. Луцковская, Т.А. Мусейибова, Т.Д. Рихтерман, Н.Я. Семаго, А.А. Столяр, Е.И. Щербакова, М. Фидлер и др. Многие из них отмечают, что пространственная ориентировка идет на основе непосредственного восприятия пространства и вербального обозначения пространственных отношений (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами).
     В понятие пространственной ориентации входит оценка величины предметов, их формы, взаимоположения и положения относительно субъекта. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т.е. по сторонам собственного тела: вверху - где голова, внизу - где ноги. Позднее происходит переход ребенка от "непосредственной" ориентировки в пространстве, осуществляемой на уровне восприятия, к опосредованной, опирающейся на пространственные представления.
     Существенный вклад в создание дидактических игр и упражнений, а также их включение в систему обучения дошкольников началам математики (в частности умение ориентироваться в пространстве с использованием соответствующих систем отсчета) внесли А.М. Леушина, М.К Сай, Е.И. Удальцова и др. Лучшим способом формирования и развития у детей представлений о пространственных отношений являются игры и игровые упражнения (Т.А. Мусейибова) на разных этапах. 
     Таким образом, в дошкольном возрасте особое внимание нужно уделять практической деятельности, в ходе которой происходит развитие пространственных представлений и понятий.
     Цель исследования: теоретическим и экспериментальным путем раскрыть особенности развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, разработать и внедрить комплекс дидактических игр и упражнений, направленный на развитие пространственных представлений у детей 5-6 лет.
     Объект исследования: процесс развития пространственных представлений детей дошкольного возраста.
     Предмет исследования: развития пространственных представлений старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.
     Гипотеза исследования: развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективно, если:
* разработать программу развития у детей 5-6 лет пространственных представлений;
*  в программу дидактических игр и  на развитие представлений о  пространстве, о местоположении  в окружающем ; о пространственном представлении в  собственного тела и по  предметам, с использованием  и наречий;  внешних объектов  собой; лингвистическое , включая временные .
     Задачи :
1. Проанализировать понятие и  пространственных представлений в  и зарубежных исследованиях и  особенности их  у детей старшего  возраста.
2. Раскрыть  развития пространственных  у детей  дошкольного возраста  дидактических игр и представлений.
3.  диагностический инструментарий для  особенностей  пространственных представлений у  дошкольников.
4. Разработать и  программу дидактических игр и  для развития  представлений у старших .
5. Провести сравнительный  результатов исследования и  эффективность  занятий для развития  представлений.
     Методологическую  исследований составили  культурно-исторического  ребенка (Л.С. Выготский);  об особенностях освоения  детьми дошкольного  (А.А. Люблинская);  дошкольного детства;  о закономерностях формирования  представлений на протяжении  детства (Т.А. ); методика формирования  представления дошкольного  (Н.Я. Семаго).
     Методы : метод  анализа литературы;  эксперимент, психодиагностические  (опрос, беседа);  презентации ; метод качественной и  обработки результатов. В  экспериментального исследования был  комплекс  методик Н.Я. Семаго и М.М. .
     Практическая значимость  состоит в возможности  применения  исследования в совершенствовании  процесса в ДОО. Разработка и  программы, направленная на  пространственных  у старших дошкольников,  быть использована  и родителями в условиях  учреждения и .
     База исследования:  «Ломинцевский детский сад  п. Ломинцевский, Щекинский  Тульской .

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ  У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1.  развития  представлений у детей в  отечественной и зарубежной 
     Освоение окружающего  сложный , и начинается он с непосредственного или  чувственного познания.  познания человеком  представлений и  важен в предметном . Пространственные отношения  ребенку овладеть  частями . Главным условием  в пространстве служит  передвижение в нем.
     Пространственные , это представления о  и пространственно-временных свойствах, и : величине, форме,  расположении объектов, их  или вращательном  и пр. Пространственные представления  элемент познания и  практической деятельности .
     С.Д. Луцковская,  процесс формирования у  дошкольника пространственных , писала, что в дошкольном  ребенок  в неоднородное пространство, так как его  связи не имеют еще  обособленной и заданной  в пространстве,  социально значимым . Его ориентировка в пространстве  в большей мере , разделенно, , потому что на этот  влияет множество , которые имеют  источники,  в меньшей степени  между собой.  о пространственных характеристиках  в сознании  фрагментами и с разной  осознанности. [31]
       окружающего мира  процесс, и  он с непосредственного или опосредованного  познания. Важен  познания человеком  отношений в  окружении. Пространственные  позволяют ребенку  определенными частями  и многими . Основным условием  в пространстве является  передвижение в нем.
     Поэтому  представления и  – емкие понятия,  многогранность пространственных  объективного мира. , объем,  объектов в длину,  и высоту, их местоположение в , пространственные отношения и  между , направления в пространстве  собой различные  категории.
      Первыми  описали  развитие ребенка Б.  и Ж. Пиаже. они считали, что  стадией пространственного , дети  в своих умозаключениях  на одном признаке  отношений. А затем они  принимать во  два и более признака, и  возможность устанавливать  между всё растущим  внешних .
     По мнению Р.К. Говоровой и О.М. , пространственные представления,  и возникают очень , являются в  степени сложным , чем умение различать  предмета. В формировании  представлений и  ориентации в пространстве  различные анализаторы, у  особая роль  кинестетическому и  анализаторам. [11]
       формирования пространственных  на вербальном уровне  длительный и  не только период  детства. Исследования Т.А.  показывают, что есть  последовательность в  детьми дошкольного  пространственной терминологией.  всего в речи  появляются  около, возле, у, на, по.  слова справа и , употребление которых  ограничивается « различения своих ». Лишь в отдельных  к концу дошкольного  появляются  и наречия как между, , над.
     Т.А. Мусейибова проанализировала  отражения пространства у  дошкольного  и выделила несколько  формирования представлений у  о местности и пространственных  между  на ней. В соответствии с приобретенными , она систематизировала четыре  понимания детьми . 
     На первоначальной  ребёнок выделяет  лишь те объекты,  контактно близки к , а само  никак не акцентируется. На  уровне ребёнок  активно использовать  ориентировку,  пределы воспринимаемого  и отдельных участков в нём;
       уровень характеризуется  удалённых от  предметов и увеличением  участков, выделяемых в . На четвёртом уровне  пространства  уже более целостный , когда дети  ориентировку в различных , месторасположение  в их взаимосвязи и обусловленности.
       на первом этапе  воспринимают предметы в  раздельно, как  друг от друга и не  с пространством, то позже они  само пространство в  с объектами,  в нём.
     Пространственная ориентировка, как  В.Н. Каразану, реализуется на  непосредственного восприятия  и словесного  пространственных категорий (, удаленности, пространственных  между предмета).  в понятие  ориентировки входит  расстояний, размеров, , взаимного положения  и их положения  ориентирующегося. [16]
       возрастные особенности  пространства, А.А. Люблинская  три категории  ребёнком знаний о : представление удалённости  и его местоположения; определение ; отражение  отношений. Она предоставила  формирования восприятия  как процесса активного  взаимодействия  и окружающей действительности.
     По  М.М. Семаго, полноценность  знаниями о пространстве,  к пространственному  обеспечивается взаимодействием , зрительного и слухового  в ходе совершения  видов  ребенка, направленные на  познание окружающей . [44]
     Психолого-педагогические  убеждают в том, что у  можно сформировать  представления об определенных  отсчета и методах  ориентации,  использовать эти знания в  жизненных ситуациях. В  Р.И. Говоровой представлено, что  старшего  возраста могут  в ограниченном пространстве с  координатной сетки, «» простые  и планы, отражающие  пространство знакомой , использовать условные  знаки.
       методические приемы  пространственных представлений у  необходимо обратить  на роль , занимательных упражнений с  дидактического материала.
       образом, пространственные  отражают  пространственных характеристик  мира. Форма, , протяженность объектов в , ширину и , их местоположение в пространстве,  отношения и расстояния  предметами, направления в  представляют  различные пространственные . Ориентировка в пространстве  ориентировку на местности.  «пространственная » применяется для характеристики  человека ориентироваться не  на местности, но и на себе, на  человеке, на  объектах, в условиях  пространства, например, на  бумаги. Этот  подразумевает  действия субъекта в .
1.2. 
Особенности пространственных  у старших дошкольников
       пространственных  один из значимых  умственного развития . Многие психологи и  уделяют  проблеме большое . Был раскрыт ряд закономерностей  пространственной ориентировки на  всего  детства в трудах , А.А.Любимской, Т.А.Мусейибовой, , Ж.Пиаже.
     В течение  дошкольного  происходит формирование  ориентироваться в пространстве.  уже в раннем детстве  овладевает  принимать во внимание  расположение предметов.  он не отделяет направлений  и пространственных  между предметами от  предметов. Формирование  об объектах и их свойствах  раньше, чем  представлений о пространстве, и  их основой.
     Н.Я. Семаго и М. М. , выделяют «как  три вида  представлений»: внутреннее  или «пространственные представления о  теле»; «внешнее » или пространственные  о взаимоотношений внешних  и тела; отражение в ; квази пространство» или « пространственных », далее лингвистические 
     Психолого-педагогические исследования А.А. , О.И. Галкиной, Н.М. Яковлевой, Н.Ф.  показали, что, , для образования самых  знаний о пространстве  накопление массы  представлений о  и явлениях окружающего  мира. Следовательно,  познание пространства  пропорционально  опыта и обобщению  о предметах внешнего . Второй предпосылкой  специализация  отношений между  предметами как особых , на которые вырабатываются  условные . В раннем возрасте в  действий с предметами  накопил определенный , словарный , понимает обращенную к  речь. Благодаря  достижениям младший  начинает  осваивать окружающий мир и в  этого освоения  восприятие. Восприятие  дошкольников  года) носит  характер, то есть все  предмета, например, , форма, , величина и другие, не  у ребенка от предмета.  видят их слитно с , считают их  принадлежащими предмету. При  дети видят не все  предмета, а только  яркие, а  и одно свойство, и по  отличают предмет от  предметов. [48]
     Как  Д.Б.Эльконин,  начинает следить за , который располагается на  4-5 м в три месяца. По мере  механизма  взгляда формируются  движения головы,  тела, изменяется  положение  в пространстве. В период с 6 до 10  ребенок наблюдает за , которые передвигаются по , овладевает  окружающего пространства. Как  Д.Б.Эльконин: «В этом  движения предмета  движения ». [6]
     У детей до года  самые элементарные  ориентировки в пространстве.  этих  тесно связан с  сложных оптико-вестибулярно-кинестетических . Ребенок может  предмет в  месте пространства  при условии многократного  сведения осей  на предмете. В год  может действовать в  пространстве, отражать  до предмета, определять его . [1]
     Дети от  до трех лет, научившись , быстро осваивают « пути», но передвижение еще не  ему возможности  расстояние и местоположение  от самого предмета.  способность ориентироваться в  по образцу и по . К концу второго  жизни дети  геометрическую фигуру с их , но затрудняются в их .
     В трёхлетнем возрасте,  способны отличать  направления от себя:  – слева,  (спереди) – позади (), вверху – внизу.  представления о направлениях , которые  трёхлетний ребёнок,  с его собственным телом. Оно  для него центром, « отсчёта», по  к которой ребёнок  определять направления. Под  взрослых дети  выделять и  называть свою  руку. Определить  других частей  в качестве «» или «левых» удаётся  только по отношению к  правой руки. «» и «левое»  ребёнку чем-то , и он не может понять,  образом то, что для него  справа, для  может находиться . В речи появляются  около, возле, у, в, на, под.
       тремя и  годами у ребенка  складываться представление о  и левом, т.е. формируется и  телесная . Завершается процесс  различения ребенком  и левой сторон  к шести .
     В пятилетнем возрасте  умеют определять  предмета среди  предметов,  свое положение  окружающих объектов: я  за стулом, рядом со , перед ; передвигаться в заданном . В программе «От рождения до » под ред. Н.Е. Вераксы определяет  умения : дошкольники должны  ориентироваться на листе . Овладевать умением  определенное  предметов в указанном : верхней, нижней  листа, слева, , посередине.  учиться употреблять  для обозначения положения  на листе бумаги, на , на полу ( от, справа от, выше – , ближе – дальше, , из-за, вдоль). 
     Только к  дошкольного возраста (не у  детей) формируется  в пространстве, независимая от  позиции,  менять точки . Такая ориентировка  легко сформирована у  при помощи , в котором они сами  пространственные отношения  предметами, рассматривают их с  позиций и  словесно.
     Периоды в  ориентировки в пространстве  Т.С. Комарова И В.В. Гербова. Они , что дети в  от трех до четырех лет  слова: впереди-сзади, , слева-справа, на, над-под,  полочка.  в возрасте четырех-пяти лет  определять направление  от себя: направо, , вперед, , вниз, умеют  правую и левую . В пять-шесть лет дети  словами  местонахождение среди  и людей, а также  одного предмета по  к другому.  ориентироваться в пространстве и на  бумаги в клетку у  происходит к семи . [17]
     Е.И.  указывает, что к концу  возраста дети  овладевать способом  восприятия  (листа, стола, , доски); элементарными  анализа ограниченного ; умение  действовать в пределах  плоскости; умение  «малое пространство» и  в его границах. 
     А.А. Люблинская, изучая  особенности восприятия , выделила три категории  ребенком  о пространстве: понимание  предмета и его местоположения;  направлений; отражение  отношений.
     При  она дала характеристику  восприятия пространства как  активного практического  ребенка и  действительности. [27]
     Из  становится ясно, что  на уровне словесных  пространственных , в основе которых  непосредственный чувственный  ребенка, возможно  об осознанном  детьми пространством.  при точном использовании  таких обозначений, как: , слева -  и так далее можно , что ребенок относительно  отражает окружающее .
     Таким , изменения в восприятии  по его главным признакам  одним из важнейших  старшего  возраста. Ребенок  пространство по мере , как сам им овладевает. Формирование  ориентировки и  о нем происходит в тесной  с развитием ощущения  собственного тела, с  практического  детей, с изменением  предметно-игрового действия,  с дальнейшим совершенствованием  умений.  изменения при формировании  восприятия связаны с  речи у детей, с  и активным  ими словесных обозначений,  предлогами, наречиями.  роль в развитии  восприятия  конструирование и лепка,  адекватных действий  словесных обозначений в  речь.
1.3. 
 пространственных представлений у  дошкольников посредством  игр и упражнений
     Старший  возраст  особую значимость в  развитии ребенка. В  период жизни  формироваться  психологические механизмы  и поведения. В старшем  возрасте происходит  развитие , нравственно-волевой и эмоциональной  личности.
     Существенные  в дошкольный период  в восприятии  по его главным признакам.  ориентировки в пространстве, как  исследования А.Я. Колодной,  с дифференцировки  отношений собственного  ребенка (выделяет и  правую руку, , парные  тела). Включение  в процесс восприятия,  самостоятельной речью в  степени  совершенствованию пространственных , направлений (А.А. Люблинская, А.Я. , Е.Ф. Рыбалко). «Чем  слова  направление, - подчеркивает А.А. , - тем легче ребенок  в нем, тем полнее включает эти  признаки в  им картину мира, тем  осмысленной логичной и  она становится для ребенка». 
     Пространственное  в дошкольном возрасте  рядом особенностей.  характер, где ребенок  на своем  и все определяет относительно  тела. Наиболее  для детей являются  правой и  руки, потому что  строится на основе  преимущества правой  над левой,  вырабатывается в работе  деятельности.
     В относительном  пространственных отношений,  нужно , как относится предмет к  лицу. Для этого ему  в уме встать на место . Дети  определяют пространственные  к объектам, находящимся на  расстоянии от него.
       игры в  ребенка неоценима, ее  в педагогический процесс  одним из способов  личного  взрослого с ребенком.  развития пространственных  у детей занимался  ряд как отечественных, так и  ученых и практиков: Л.А. , Р.К. Говорова, А.Н. Давидчук, О.М. , Т.И. Ерофеева, В.Н. Каразану, Т.В. , А.М. Леушина, Т.А. , В.П. Новикова, А.А. Столяр, М.А. . 
     У истоков разработки  дидактических игр и материалов  М. Монтессори и Ф. . М. Монтессори создала  материал, построенный по  автодидактизма, который  основой  и самообучения детей на  в детском саду с  специального дидактического , систему  игр по сенсорному воспитанию и  в продуктивной деятельности (, рисование, складывание и  из бумаги, , вышивание).
     Вопросами  и практики использования  игр занимались зарубежные  О. Декроли, Д. , Ф. Фребель, и отечественные  П.П. Блонский, Л.А. Венгер, З.А  и многие другие.
     В  основных  приемов, ими рекомендуются  и пояснения размещения  относительно друг , словесное и  обозначение направлений и  в пространстве, упражнения,  и подвижные игры.
     Т.А.  в системе  по развитию пространственных  у дошкольников включает:  «на себе»; освоение « собственного »; ориентировку «на внешних »; выделение различных  предметов: передней, , верхней, , боковых; освоение и  словесной системы  по основным пространственным : вперед - , вверх - вниз,  - налево; определение  предметов в пространстве «от », когда  точка отсчета  на самом субъекте;  собственного положения в  («точки ») относительно различных , точка отсчета при  локализуется на другом  или на каком-либо ; определение пространственной  предметов относительно  друга; определение  расположения  при ориентировке на плоскости, т.е. в  пространстве; определение их  относительно друг  и по отношению к , на которой они размещаются.[32]
     На  и в повседневной жизни  используются дидактические  и игровые . Организуя игры вне , закрепляют, углубляют и  математические представления , а главное  решаются обучающие и  задачи. В ряде  игры несут  учебную . Вот почему на занятиях и в  жизни, воспитатели  широко использовать  игры.
       дидактических игр и упражнений  в содержание занятий как  из средств реализации  задач.  дидактической игры в  занятий для развития  представлений определяется  детей, , назначением, содержанием . Она может быть  в качестве учебного , упражнения,  на выполнение конкретной  по развитию пространственного . Дидактические игры  и в конце  с целью воспроизведения,  ранее изученного.
       игры делятся на:  с предметами,  игры, словесные , а также можно : игры на плоскостное  (Сложи , Танграм и т.д.), игры , задачи-шутки, кроссворды, , развивающие игры. 
     Широкое  специальных обучающих игр  для пробуждения у дошкольников  к математическим знаниям,  познавательной , общего умственного .
     Дидактическая игра  является формой , наиболее  для дошкольников. В дидактической  содержатся все структурные  (части), характерные для  деятельности : замысел (задача), , игровые действия, , результат. Но проявляются они в  иной  и обусловлены особой  дидактической игры в  и обучении детей  возраста.
       дидактической задачи  обучающий характер , направленность её содержания на  познавательной  детей. В отличие от  постановки задачи на  в дидактической игре она  и как игровая  самого ребёнка.  значение дидактической  состоит в том, что она развивает  и активность  и речи у детей.
     В  игре воспитатель  конкретную задачу  детей  о предмете, развивать  речь, освоить . Игровая задача  заложено в  названии игры: «, что в чудесном мешочке», « в каком домике » и т.п. Интерес к ней,  выполнить её активизируется  действиями. Чем они разнообразнее и , тем интереснее для детей  игра и тем  решаются познавательные и  задачи.
     В отличие от  видов деятельности  содержит  в самой себе;  и отдельных задач в  ребёнок не ставить и не . Игра  определяется как деятельность,  выполняется ради  себя, посторонних  и задач не .
     Для детей дошкольного  игра имеет  значение: игра для них - , игра – для них , игра – для них серьёзная  воспитания. Игра для  – способ познания  мира.  будет являться  воспитания, если она  включаться в целостный  процесс.  игрой, организуя  детей в игре,  воздействует на все стороны  личности : на чувство, на сознание, на  и на поведение в целом.
       ценна только в том , когда она  лучшему пониманию  сущности вопроса,  и формированию математических  дошкольников.  и игровые упражнения  общение, поскольку в  проведение этих игр  между , ребёнком и родителем,  и педагогом начинают  более непринуждённый и  характер.
       и добровольное включение  в игру: не навязывание , а вовлечение в неё детей.  должны  понимать смысл и  игры, её правила,  каждой игровой . Смысл  действий должен  со смыслом и содержанием  в реальных ситуациях с тем,  основной  игровых действий  в реальную жизнедеятельность. В  должны руководствоваться  в обществе  нравственности, основанными на , общечеловеческих ценностях. В  не должно унижаться  её участников, в том  и проигравших. В старшей  необходимо закреплять  определять словом  того или  предмета по отношению к ; по отношению к другому.  упражнять в пространственной  во время , учить изменять  движения во время , гимнастических упражнений.  упражнять  в определении своего  среди окружающих .
     Дети учатся , где у стоящего  ними правая и где  рука, определять  туловища куклы, .
     В подготовительной к  группе большое  уделяют развитию  ориентироваться на плоскости.  пространственные  и отношения должны  в речи с помощью  и наречий: в, на, под, над, впереди, , рядом,  за другом, между,  и т.д. Большое внимание  уделять развитию  передвигаться в  направлении, менять  движения во время  и бега. Усложнение  вида  выражается в следующем:  количество направлений, на  ориентируются дети в  передвижения;  площадь ориентировки,  условия выполнения : дети передвигаются с  глазами или  на бегу. Ребят  учить выделять  предметные ориентиры,  пространственные  между ними,  передвижения от одного  к другому.
     Большое  уделяют  в ориентировке на плоскости , т.е. в двухмерном пространстве.  умение находить , верхнюю и  части листа,  и левый, верхний и  углы. Дети  геометрические  на листе бумаги в  с образцом в определенном . Задания постепенно , увеличивают  фигур, изменяют  их расположения.
     Детей  с элементарной зависимостью  движения и  пути (чем  путь, тем больше  времени на его прохождение.
       образом,  психолого-педагогические исследования  убеждают в том, что в дошкольном  дети могут  информацию о  окружении, получить  знания о некоторых  отсчета и способах  ориентации,  пользоваться ими в различных  ситуациях.
     В программе «От  до школы» предусмотрено  знаний и  в области ориентировки в  во всех возрастных  детей дошкольного . Представим  программных задач:
     Так, во  младшей группе  учить детей  пространственные  от себя: впереди, , слева, справа.  различения служит  различение  частей своего  и определение сторон на  себе. Детей  упражняют в  парных взаимообратных : вверху – внизу,  – сзади. В процессе  различению  и левой руки  внимание уделяют  умения определять  стороны на . Маленькие дети , что левая нога с той , где левая рука, а  там, где правая . В младшей группе  получают первые  ориентировке на листе . На занятиях их  располагать предметы на  вверху и внизу,  и справа. Показывая  изображения  на занятиях по рисованию,  называет направление  руки: сверху , слева .
     В средней группе  ориентировки в пространстве . Определение пространственного  предметов  себя. Вначале  предлагают определить  только двух , находящихся в  направлениях: впереди – , справа – слева.  количество предметов . После , как ребенок определит  предметов, полезно  ему повернуться налево или  (на 90°), а  – кругом (на 180°). В  это позволит детям  относительность в определении  предметов от  себя.
     Формирование  «ближе», «дальше», «», «далеко». Эти представления  получают,  те или иные действия с . 
     Развитие ориентировки на  бумаги, на поверхности . С первых  им предлагают найти  полоски счетной , расположить определенное  предметов  и внизу, или слева и . Проводятся специальные  с целью научить  определять и  пространственное расположение  фигур на таблице,  расположение.
     Таким , использование  ситуаций для развития  в пространстве необходимо, так как  – непременный компонент  практического . Большие возможности для  упражнений предоставляют  и музыкальные занятия,  гимнастика и  игры.
     Таким , планомерная и систематическая  образовательного процесса в  саду по  у детей пространственных  посредством использования  игр и упражнений, особенно в  дошкольном , предупреждает возникновение  ошибок пространственного , которые наблюдаются при  разнообразного  материала на уроках , письма, рисования.  в дошкольном возрасте  представлений и  – основа географических и  знаний в будущем.  ориентироваться в пространстве,  пространственных , обогащают речь , делают её более , конкретной, грамматически . Благодаря  ребенком пространственных  перед ним раскрываются  связи между  и явлениями – , целевые, следственные.

 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО  ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У  ДОШКОЛЬНИКОВ  ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
2.1. , методы и анализ  уровня развития  представлений у  дошкольников
     Исследование  на базе МДОУ « детский сад №44» п.  Щекинского  Тульской области. В  приняли участие 22 , средний возраст  составляет 5 л. 9 мес.
       констатирующего исследования:  особенностей пространственных  у детей старшего  возраста.
     Для  данной цели  поставлены следующие :
     1. Подобрать диагностические  необходимые для  экспериментального исследования.
      2.  у детей старшего  возраста особенности  представлений.
      3.  полученные результаты.
       база исследования  на работы Н.Я. Семаго и М.М.  на развитие  представлений.
     
     Таблица 1
       и показатели развития  ориентировки детей  дошкольного 
Критерии
Показатели

Сформированность пространственных  о двухмерном пространстве
 ориентируется на  бумаги (верхняя и  стороны), самостоятельно  середину и центр 
Задание 2
 3

Сформированность пространственных  о месторасположении предметов в  пространстве
понимает  предметов (, внизу, выше, ). Умеет поворачиваться , вправо, кругом,  вперед, 
Задание 4

Сформированность  представлений в схеме  тела
Ребенок  правую и  стороны своего . Знает положения  тела среди  предметов (, сзади)
Задание 1
 5
Сформированность пространственных  по  расположенным предметам, с  предлогов и 
Называет и понимает в  предлоги (между, за, , рядом, перед, над, на, от, ). Осмысленно  на вопросы
Задание 6 
     
       по развитию пространственных : «Различение правой,  стороны», « летят», на определение  знания детей  середины листа,  листа, на  знания детей о  предметов (вверху, , ниже, выше).  уровень  детей о положении  тела среди  предметов (впереди, ). Методика Н.Я. : умение детей  и понимать в речи  и наречия (между, за, , рядом, , над, на, от, под).
     Обследование  с каждым ребенком , в свободное от занятий . Ход и результаты  фиксировались в протоколе.
       №1
     Цель: определить  знания детей о  и правой  своего тела.
       результатов: за каждое  выполнение задания  начисляется 1 . Максимальное количество , которое может  ребёнок в данном , составляет 8. 
       №2 
     Цель: определить  ориентировки ребёнка на  бумаги (верхняя,  стороны).
       результатов: за каждое  выполнение задания  начисляется 1 балл.  количество , которое может  ребёнок в данном , составляет высокий 4.
       №3
     Цель:  уровень знаний  нахождения середины , центра листа.
       результатов: за  правильное выполнение  ребёнку начисляется 1 . Максимальное количество , которое  получить ребенок в  задании, составляет 2. 
       №4
     Цель: определить  знаний  о расположении предметов (, внизу, ниже, ).
     Оценка результатов: за  правильное  задания ребёнку  1 балл. Максимальное  баллов, которое  получить  в данном задании,  4.
     Задание №5
     Цель:  уровень знаний  о положении  тела среди  предметов (впереди, ). 
     Оценка результатов: за  правильное  задания ребёнку  1 балл. Максимальное  баллов, которое  получить  в данном задании,  2. 
     Задание №6 
     Цель:  умение детей  и понимать в  предлоги и наречия (, за, около, рядом, , над, на, от, под).
     Оценка : За каждое  выполнение задания  начисляется 1 балл.  количество баллов,  может  ребёнок в данном , составляет 9.
     Наибольшее  баллов, которое  получить  за все данные задания,  29, минимальное – 0 баллов.
       проведённого диагностического  были  следующие результаты.
       выполнения детьми « №1» приведены в рисунке 1.
     
     Рис. 1.  пространственных  в схеме собственного 
     
     На данном рисунке (1) мы , что показатели высокого  у 4 детей.  понимают, где правая и  стороны собственного . К среднему уровню  10 детей,  левую сторону с . К низкому уровню  5 детей, дети  путают , или показывают поочередно то , то левую сторону.
      выполнения детьми « №2» приведены в  2.
     Рис. 2. Сформированность пространственных  в двухмерном пространстве
     
       высокого уровня  на листе , как показано на рисунке 2  у троих детей.  детей легко  на листе , но иногда путают  и нижняя стороны, они  соотнесены к среднему . Семь  не справились с заданием с  раза.
     Результаты  детьми «Задания №3»  в рисунке 3.
     
     
     
     
     
     
     
     
      .3. Сформированность пространственных  в двухмерном пространстве
     
     К  уровню отнесены 10 , они самостоятельно с  с заданием. К среднему  отнесены Аня А., Вера К.,  Р., Денис С., Женя К.,  К., Лиза С. Не  самостоятельно найти  и центра листа  К. и Артем В.
     Результаты  детьми « №4» приведены в рисунке 4.
     Рис. 4.  пространственных представлений о  предметов в окружающем 
     
     Высокий  знания о расположении  у двоих детей.  Д. и София К. знают о  предметов (, внизу, выше, ). Средний уровень –  П., Вера К., Диана В.,  М., Егор Б.,  С., Полина П., Соня Б.,  Ш. (с помощью взрослого  положение предметов). Не  о расположении  (вверху, внизу, , ниже) Аня А., Артем В.,  К., Глеб Р., Денис С.,  К., Кирилл К. и  К.
     Результаты выполнения  «Задания №5» приведены в  5.
     Рис. 5. Сформированность пространственных  в схеме  тела
     
     С заданием о  тела среди  предметов все дети  самостоятельно, без .
     Результат.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%